Перспективы вовлечения москвичей в экономику совместного потребления
Научная статья
Для цитирования
Борковская Е. И., Александрова О. А. Перспективы вовлечения москвичей в экономику совместного потребления // Народонаселение. 2025. Том 28. № 3. С. 201-211. DOI: https://doi.org/10.24412/1561-7785-2025-3-201-211 EDN: BKXPNG
Аннотация
Как и жители других столичных мегаполисов, москвичи сталкиваются с рядом проблем: перегруженными дорогами, платными парковками, дорогим жильём. В современном мире в этих вопросах на помощь приходит экономика современного потребления (ЭСП). В Москве имеются объективные факторы для её развития, однако готовы ли москвичи к тому, чтобы отказаться от собственной квартиры и автомобиля в пользу арендных форм жилья и транспорта, а также к тому, чтобы сохранять и приумножать накопления, необходимые для решения, в том числе, и этих проблем с помощью крауд-финансов? На основе концептуальной модели социологического анализа перспектив развития ЭСП было проведено эмпирическое исследование, включавшее анкетный опрос и серию экспертных интервью. Готовность москвичей к взаимодействиям в формате ЭСП тестировалась на трех сферах: жильё, транспорт и финансы (соответственно, изучалось отношение к долгосрочной аренде и коливингу, каршерингу и сервису «автомобиль по подписке», а также к краудлендингу), для чего были разработаны три тематические анкеты и опрашивались три отдельные аудитории (в каждой N=300). Выявлено, что, несмотря на наличие у москвичей потребностей, которые, в принципе, могут быть удовлетворены в рамках ЭСП, а также имеющихся для этого в столице объективных условий, рост секторов ЭСП происходит неравномерно, а в ряде сегментов почти не наблюдается, при этом ключевыми ограничителями выступают факторы социокультурного характера (стереотипы, уровень доверия, способность к кооперации и другие).
Ключевые слова:
экономика совместного потребления, Москва, жильё, транспорт, финансы, аренда, коливинг, каршеринг, автомобиль по подписке, краудлендинг
Литература
1. Lawrence, L. Remix: Making Art and Commerce Thrive in the Hybrid Economy / L. Lawrence. — New York : Penguin Press, 2008. — 352 p.
2. Авдокушин, Е. Ф. Модель шеринга как определяющий фактор функционирования современного бизнеса / Е. Ф. Авдокушин, Е. Г. Кузнецова // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. — 2022. — Т. 7. — № 2(24). — С. 201–211. DOI: 10.21603/2500-3372-2022-7-2-201-211; EDN: MQXGLC
3. Gold, L. Small enterprises at the service of the poor: The economy of sharing network / L. Gold // International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. — 2003. –Vol. 9. — Iss. 5. — P. 166–184. DOI: 10.1108/13552550310488910
4. Kriston, A. The marriage of car sharing and hydrogen economy: A possible solution to the main problems of urban living / A. Kriston, T. Szabo, G. Inzelt // International Journal of Hydrogen Energy. — 2010. — Vol. 35. — Iss. 23. — P. 12697–12708. DOI: 10.1016/j.ijhydene.2010.08.110
5. Аликперова, Н. В. Поведение потребителей: современные реалии и глобальные тренды / Н. В. Аликперова // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. — 2019. — Т. 9. — № 4. — С. 46–51. DOI: 10.26794/2226-7867-2019-9-4-46-51; EDN: DZKTWB
6. Беляева, Ю. В. Трансформация потребительского поведения в России под воздействием развития информационных технологий и цифровизации общества / Ю. В. Беляева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2020. — № 3. — C. 2016–218. DOI: 10.23672/SAE.2020.2020.58107; EDN: VMKALN
7. Платонова, Е. Д. Исследование генезиса и эволюции концепции шеринговой экономики в зарубежных публикациях (по материалам базы данных Scopus) / Е. Д. Платонова // Вестник евразийской науки. — 2019. — № 1. — С. 34. EDN: YBYLNE
8. Белоконев, С. Ю. Социальные эффекты совместного потребления (sharing economy): сетевые экономические и политические сообщества / С. Ю. Белоконев, А. А. Хоконов, М. З. Шогенов // Власть. — 2019. — № 6. — С. 115–123. DOI: 10.31171/vlast.v27i6.6837; EDN: JADFZD
9. Scaraboto, D. Selling, Sharing, and Everything in Between: The Hybrid Economies of Collaborative Networks / D. Scaraboto // Journal of Consumer Research. — 2015. — Vol. 42. — Iss. 1 (June). — P. 152–176. DOI: 10.1093/jcr/ucv004
10. Richardson, L. Performing the sharing economy / L. Richardson // Geoforum. — 2015. — Vol. 67. — Iss. 4. — P. 121–129. DOI: 10.1016/j.geoforum.2015.11.004
11. Puschmann, T. Sharing economy / T. Puschmann, R. Alt // Business & Information Systems Engineering. — 2016. — Vol. 58. — Iss. 1. — P. 93–99. DOI: 10.1007/s12599-015-0420-2
12. Botsman, R. What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption / R. Botsman, R. Rogers. — Harper Business, 2010. — 304 p.
13. Anglada, Q. M. Research on sharing economy: why are some articles more cited than others? / Q. М. Anglada, A. B. Lara // Economic Research — Ekonomska Istrazivanja. — 2019. — Vol. 33. — Iss. 1. — P. 2787–2805. DOI: 10.1080/1331677X.2019.1694427
14. Семячков, К. А. Тренды развития экономики совместного пользования: анализ индексов / К. А. Семячков, А. Ю. Веретенникова // Экономика и управление. — 2022. — № 11. — C. 1089–1099. DOI: 10.35854/1998-1627-2022-11-1088-1099; EDN: FLJYGP
15. Маркеева, А. В. Экономика участия: расцвет «социальной» экономики или развитие «рентного» капитализма? / А. В. Маркеева // Четвертая промышленная революция: реалии и современные вызовы. X Санкт-петербургские социологические чтения: сборник материалов Международной научной конференции (Санкт-Петербург, 13–14 апреля 2018 г.). — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого, 2018. — С. 80–84.
16. Norum, P. Factors affecting consumer acquisition of secondhand clothing in the USA / P. Norum, M. Norton // Journal of Fashion Marketing and Management. — 2017. — Vol. 21. — Iss. 2. — P. 206–218. DOI: 10.1108/JFMM-10-2016-0090
17. Botsman, R. Who Can You Trust? How Technology Brought Us Together and Why It Might Drive Us Apart / R. Botsman. — Public Affairs, 2017. — 336 p.
18. Wang, X. Research on information sharing platform of supply chain under regional economies environment / X. Wang // Proceedings 3rd International Conference on Information Management, Innovation Management and Industrial Engineering. — 2010. — P. 366–369. DOI: 10.1109 /ICIII.2010.408
19. Chica, M. An evolutionary trust game for the sharing economy / M. Chica, R. Chiong, M. T. P. Adam, S. Damas, T. Teubner // Proceedings of IEEE Congress on Evolutionary Computation. — 2017. — P. 2510–2517. DOI: 10.1109/CEC.2017.7969610
20. Weber, T. A. Intermediation in a Sharing Economy: Insurance, Moral Hazard, and Rent Extraction / T. A. Weber // Journal of Management Information Systems. — 2014. — Vol. 31 — Iss. 3. — P. 35–71. DOI: 10.1080/07421222.2014.995520
2. Авдокушин, Е. Ф. Модель шеринга как определяющий фактор функционирования современного бизнеса / Е. Ф. Авдокушин, Е. Г. Кузнецова // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. — 2022. — Т. 7. — № 2(24). — С. 201–211. DOI: 10.21603/2500-3372-2022-7-2-201-211; EDN: MQXGLC
3. Gold, L. Small enterprises at the service of the poor: The economy of sharing network / L. Gold // International Journal of Entrepreneurial Behavior & Research. — 2003. –Vol. 9. — Iss. 5. — P. 166–184. DOI: 10.1108/13552550310488910
4. Kriston, A. The marriage of car sharing and hydrogen economy: A possible solution to the main problems of urban living / A. Kriston, T. Szabo, G. Inzelt // International Journal of Hydrogen Energy. — 2010. — Vol. 35. — Iss. 23. — P. 12697–12708. DOI: 10.1016/j.ijhydene.2010.08.110
5. Аликперова, Н. В. Поведение потребителей: современные реалии и глобальные тренды / Н. В. Аликперова // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. — 2019. — Т. 9. — № 4. — С. 46–51. DOI: 10.26794/2226-7867-2019-9-4-46-51; EDN: DZKTWB
6. Беляева, Ю. В. Трансформация потребительского поведения в России под воздействием развития информационных технологий и цифровизации общества / Ю. В. Беляева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2020. — № 3. — C. 2016–218. DOI: 10.23672/SAE.2020.2020.58107; EDN: VMKALN
7. Платонова, Е. Д. Исследование генезиса и эволюции концепции шеринговой экономики в зарубежных публикациях (по материалам базы данных Scopus) / Е. Д. Платонова // Вестник евразийской науки. — 2019. — № 1. — С. 34. EDN: YBYLNE
8. Белоконев, С. Ю. Социальные эффекты совместного потребления (sharing economy): сетевые экономические и политические сообщества / С. Ю. Белоконев, А. А. Хоконов, М. З. Шогенов // Власть. — 2019. — № 6. — С. 115–123. DOI: 10.31171/vlast.v27i6.6837; EDN: JADFZD
9. Scaraboto, D. Selling, Sharing, and Everything in Between: The Hybrid Economies of Collaborative Networks / D. Scaraboto // Journal of Consumer Research. — 2015. — Vol. 42. — Iss. 1 (June). — P. 152–176. DOI: 10.1093/jcr/ucv004
10. Richardson, L. Performing the sharing economy / L. Richardson // Geoforum. — 2015. — Vol. 67. — Iss. 4. — P. 121–129. DOI: 10.1016/j.geoforum.2015.11.004
11. Puschmann, T. Sharing economy / T. Puschmann, R. Alt // Business & Information Systems Engineering. — 2016. — Vol. 58. — Iss. 1. — P. 93–99. DOI: 10.1007/s12599-015-0420-2
12. Botsman, R. What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption / R. Botsman, R. Rogers. — Harper Business, 2010. — 304 p.
13. Anglada, Q. M. Research on sharing economy: why are some articles more cited than others? / Q. М. Anglada, A. B. Lara // Economic Research — Ekonomska Istrazivanja. — 2019. — Vol. 33. — Iss. 1. — P. 2787–2805. DOI: 10.1080/1331677X.2019.1694427
14. Семячков, К. А. Тренды развития экономики совместного пользования: анализ индексов / К. А. Семячков, А. Ю. Веретенникова // Экономика и управление. — 2022. — № 11. — C. 1089–1099. DOI: 10.35854/1998-1627-2022-11-1088-1099; EDN: FLJYGP
15. Маркеева, А. В. Экономика участия: расцвет «социальной» экономики или развитие «рентного» капитализма? / А. В. Маркеева // Четвертая промышленная революция: реалии и современные вызовы. X Санкт-петербургские социологические чтения: сборник материалов Международной научной конференции (Санкт-Петербург, 13–14 апреля 2018 г.). — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого, 2018. — С. 80–84.
16. Norum, P. Factors affecting consumer acquisition of secondhand clothing in the USA / P. Norum, M. Norton // Journal of Fashion Marketing and Management. — 2017. — Vol. 21. — Iss. 2. — P. 206–218. DOI: 10.1108/JFMM-10-2016-0090
17. Botsman, R. Who Can You Trust? How Technology Brought Us Together and Why It Might Drive Us Apart / R. Botsman. — Public Affairs, 2017. — 336 p.
18. Wang, X. Research on information sharing platform of supply chain under regional economies environment / X. Wang // Proceedings 3rd International Conference on Information Management, Innovation Management and Industrial Engineering. — 2010. — P. 366–369. DOI: 10.1109 /ICIII.2010.408
19. Chica, M. An evolutionary trust game for the sharing economy / M. Chica, R. Chiong, M. T. P. Adam, S. Damas, T. Teubner // Proceedings of IEEE Congress on Evolutionary Computation. — 2017. — P. 2510–2517. DOI: 10.1109/CEC.2017.7969610
20. Weber, T. A. Intermediation in a Sharing Economy: Insurance, Moral Hazard, and Rent Extraction / T. A. Weber // Journal of Management Information Systems. — 2014. — Vol. 31 — Iss. 3. — P. 35–71. DOI: 10.1080/07421222.2014.995520
Статья
Поступила: 09.06.2025
Опубликована: 24.09.2025
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Борковская, Е. И., & Александрова, О. А. (2025). Перспективы вовлечения москвичей в экономику совместного потребления. Народонаселение, 28(3), 201-211. https://doi.org/10.24412/1561-7785-2025-3-201-211
Раздел
КАЧЕСТВО И УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ





