Удовлетворённость пациентов качеством медицинской помощи в столичных поликлиниках

Научная статья
Для цитирования
Назарова И. Б. Удовлетворённость пациентов качеством медицинской помощи в столичных поликлиниках // Народонаселение. 2025. Том 28. № 2. С. 96-104. DOI: https://doi.org/10.24412/1561-7785-2025-2-96-104 EDN: OQTEKF

Аннотация

Удовлетворённость пациентов полученной медицинской помощью — важная составляющая качества работы государственной медицинской организации столицы. Цель исследования — изучить предикторы неудовлетворённости пациентов медицинской помощью, которые позволяют корректировать работу медицинской организации, выстраивая взаимодействие врача и пациента. Исследование основано на данных Росстата — «Выборочное наблюдение состояния здоровья населения» (СЗН), проведённого в 2024 г. во всех субъектах РФ. Опрошено 98961 человек от 15 лет и старше, 41,8% мужчин и 58,2% женщин. Жители Москвы составляют 6,8% (6743 человека), Московской области — 4,2% (4114 человека). В Москве удовлетворены оказанной медицинской помощью 81% обратившихся в государственные медицинские организации. Неудовлетворённость связана с организационными и коммуникационными недостатками. Организационные проблемы включают длительность ожидания в регистратуре поликлиники, записи на исследование (62%), отсутствие необходимого оборудования и лекарств (44%), некомфортные условия (24%), плохие санитарные условия (10%). Вторичный анализ данных СЗН сопряжён с ограничением информации. Перечень элементов, которые влияют на удовлетворённость пациента качеством оказания медицинской помощи, не ограничивается имеющимся в указанной базе. Недостатки инфраструктурного характера являются наиболее значимыми предикторами для неудовлетворённости пациентов медицинской помощью. Профессионализм врачей также является значимым фактором, но находится на третьем месте по вкладу в общую удовлетворённость пациента медицинской помощью. Чаще не удовлетворены качеством медицинской помощи женщины, пациенты, представляющие старшие возрастные группы. Но при наличии недостатков инфраструктурного или коммуникационного характера, личные качества пациентов перестают иметь значение.
Ключевые слова:
качество медицинской помощи, медицинская организация, стандарт поликлиник, пациентоориентированность, удовлетворённость медицинской помощью

Биография автора

Инна Борисовна Назарова, ИСЭПН ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
д.э.н., главный научный сотрудник

Литература

1. Корчагина, И. И. Оценка качества жизни по результатам опроса населения / И. И. Корчагина, Л. А. Мигранова // Народонаселение. — 2017. — № 1(75). — С. 103–115. EDN: YRJHKR

2. Назарова, И. Б. Ценности во взаимодействии врача и пациента: понимание и сотрудничество / И. Б. Назарова, Р. С. Нестеров // Здравоохранение Российской Федерации. — 2024. — Т. 68. — № 5. — С. 364–370. DOI: 10.47470/0044-197X-2024-68-5-364-370; EDN: LOVVOO

3. Boudreaux, E. D. Determinants of patient satisfaction in a large, municipal ED: the role of demographic variables, visit characteristics, and patient perceptions / E. D. Boudreaux, R. D. Ary, C. V. Mandry, B. McCabe // American Journal of Emergency Medicine. — 2000. — Vol. 18. — No 4. — P. 394–400. DOI: 10.1053/ajem.2000.7316

4. Blenkiron, P. What determines patients’ satisfaction with their mental health care and quality of life? / P. Blenkiron, C. A. Hammill // Postgraduate Medical Journal. — 2003. — Vol. 79. — Iss. 932. — P. 337–340. DOI: 10.1136/pmj.79.932.337

5. Волнухин, А. В. Влияние характеристик пациента на удовлетворённость медицинской помощью, оказываемой врачом общей практики и врачом-терапевтом участковым / А. В. Волнухин, Т. Е. Морозова, Г. П. Сквирская [и др.] // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2023. — Т. 31. — № 6. — С. 1353–1359. DOI: 10.32687/0869-866X-2023-31-6-1353-1359; EDN: NCYCSC

6. Мезенцева, Т. А. Удовлетворённость населения медицинской помощью в Свердловской области / Т. А. Мезенцева, С. Л. Леонтьев, А. А. Курмангулов [и др.] // Вестник Уральской медицинской академической науки. — 2024. — Т. 21. — № 1. — С. 86–100. DOI: 10.22138/2500-0918-2024-21-1-86-100; EDN: VIRSSB

7. Тюфилин, Д. С. Удовлетворённость медицинской помощью в Российской Федерации: факторы, влияющие на оценку / Д. С. Тюфилин, В. П. Чигрина, В. А. Медведев [и др.] // Менеджер здравоохранения. — 2023. — № 8. — С. 68–80. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-8-68-80; EDN: QDHJRS

8. Локосов, В. В. Факторы формирования основ самосохранительного поведения населения / В. В. Локосов, А. В. Ярашева, О. А. Александрова // Народонаселение. — 2024. — Т. 27. — № 1. — С. 192–205. DOI: 10.24412/1561-7785-2024-1-192-205; EDN: IYJIMH

9. Ярашева, А. В. Современные здоровьесберегающие практики россиян / А. В. Ярашева, С. В. Макар, Н. В. Аликперова // Народонаселение. — 2023. — Т. 26. — № 2. — С. 127–138. DOI: 10.19181/population.2023.26.2.11; EDN: XOZVXW

10. Новоселова, Е. Н. Здоровье как ценность и практика: общество, семья, личность / Е. Н. Новоселова. — Москва : МАКС Пресс, 2021. — 360 с. EDN: OTULOL

11. Локосов, В. В. Специфика самосохранительного поведения населения столичного региона / В. В. Локосов, И. Б. Назарова, В. М. Карпова, С. В. Ляликова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2024. — Т. 32. — № S2. — С. 1130–1136. DOI: 10.32687/0869-866X-2024-32-s2-1130-1136; EDN: DQISLN
Статья

Поступила: 27.12.2024

Опубликована: 11.06.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Назарова, И. Б. (2025). Удовлетворённость пациентов качеством медицинской помощи в столичных поликлиниках. Народонаселение, 28(2), 96-104. https://doi.org/10.24412/1561-7785-2025-2-96-104
Раздел
КАЧЕСТВО И УСЛОВИЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ