Социокультурные факторы в формировании образовательного потенциала регионов Северного Кавказа

Научная статья
  • Хадижат Магомедовна Хаджалова Институт социально-экономических исследований Дагестанского федерального исследовательского центра РАН, Махачкала, Россия chaha@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-4466-324X
    SPIN 1385-6860
  • Шамиль Магомедович Гимбатов Институт социально-экономических исследований Дагестанского федерального исследовательского центра РАН, Махачкала, Россия gimba@list.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-8302-3544
    SPIN 8060-2928
Для цитирования
Хаджалова Х. М., Гимбатов Ш. М. Социокультурные факторы в формировании образовательного потенциала регионов Северного Кавказа // Народонаселение. 2024. Том 27. № 4. С. 101-113. DOI: https://doi.org/10.24412/1561-7785-2024-4-101-113 EDN: ACAWDI

Аннотация

Целью проведённого исследования являлось выявление мотивов, ценностных и поведенческих установок, предпочтений, оказывающих влияние на развитие образовательного потенциала населения субъектов Северо-Кавказского федерального округа РФ. Определены основные проблемы доступности и качества в получении образования на разных стадиях его формирования, дана оценка влияния экономических, социальных и культурных ресурсов семьи на образовательные траектории. Исследование проводилось в южных национальных регионах России путём онлайн-опроса «Выявление особенностей социо-демографического, экономического и трудового поведения населения». Приведены результаты анализа полученных эмпирических данных. Показано, что определяющее влияние на образовательные траектории семей на Северном Кавказе оказывают, прежде всего, социокультурные факторы. Сформулированы направления развития образовательного потенциала населения СКФО, нацеленные на повышение качества и практической ценности образовательных программ, развитие приоритетных областей подготовки специалистов. Сделан вывод о том, что для совершенствования системы образования необходим комплексный подход, затрагивающий все уровни — от школьного до высшего и дополнительного образования. Ключевыми аспектами формирования программ развития образовательного потенциала являются практико-ориентированность обучения, доступность качественного образования для всех категорий населения, учёт этнокультурного многообразия и ориентация на приоритетные для развития региона направления подготовки кадров.
Ключевые слова:
образовательный потенциал, человеческий потенциал, высшее образование, качество образования, социокультурные факторы, Северо-Кавказский федеральный округ

Биографии авторов

Хадижат Магомедовна Хаджалова, Институт социально-экономических исследований Дагестанского федерального исследовательского центра РАН, Махачкала, Россия
д.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник
Шамиль Магомедович Гимбатов, Институт социально-экономических исследований Дагестанского федерального исследовательского центра РАН, Махачкала, Россия
к.э.н., ведущий научный сотрудник

Литература

1. Молчанов, И. Н. Формирование и оценка потенциала сферы образования в современной России / И. Н. Молчанов // Гуманитарные и социальные науки. — 2014. — № 2. — С. 406–410. EDN: SGQOAF

2. Александрова, О. А. Рыночная трансформация образования и качество народонаселения / О. А. Александрова // Уровень жизни населения регионов России. — 2021. — № 2. — С. 167–177. DOI: 10.19181/lsprr.2021.17.2.1; EDN: XXYWHB

3. Беккер, Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / Г. С. Беккер. — Москва : ГУ-ВШЭ, 2013. — С. 78–82.

4. Schultz, T. The Investment in Human Capital / T. Schultz // American Economic Review. — 1961. — No. 51. — P. 1–11.

5. Петренко, Е. С. Ресурсный потенциал семьи и образовательные траектории детей и взрослых / Е. С. Петренко, Е. Г. Галицкая // Вопросы образования. — 2007. — № 3. — С. 240–254. EDN: IJRLRH

6. Сорокин, П. А. Социальная и культурная мобильность / П. А. Сорокин // Человек. Цивилизация. Общество / общ. ред., сост. Ю. А. Согомонов. — Москва : Политиздат, 1992. — С. 297–424.

7. Бурдье, П. Формы капитала / П. Бурдье // Экономическая социология. — 2005. — № 3. — С. 60–74.

8. Образование в социокультурном воспроизводстве: механизмы и конфликты / отв. ред. В. Н. Шубкин. — Москва : Институт социологии РАН, 1994. — 180 с.

9. Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ: по материалам массовых социологических обследований молодежи / отв. ред. В. Н. Шубкин, Д. Л. Константиновский. — Москва : ЦСО РАО, 1996. — 109 с.

10. Хаджалова, Х. М. Качество формирует потенциал / Х. М. Хаджалова // Экономика труда. — 2015. Т. 2. — № 1. — С. 39–50. DOI: 10.18334/et.2.1.49; EDN: UBMAEH

11. Гимбатов, Ш. М. Социальные и демографические проблемы формирования трудового потенциала Северного Кавказа / Ш. М. Гимбатов, Ш. К. Кутаев, Х. М. Хаджалова [и др.] // Народонаселение. — 2023. — Т. 26. — № 1. — С. 135–146. DOI: 10.19181/population.2023.26.1.11; EDN: QKLQBO

12. Хаджалова, Х. М. Образовательный потенциал как стратегический ориентир социально-экономического развития / Х. М. Хаджалова // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2023. — № 5(151). — С. 109–115. DOI: 10.26726/1812-7096-2023-5-109-115; EDN: AAMBXD
Статья

Поступила: 05.04.2024

Опубликована: 12.12.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Хаджалова, Х. М., & Гимбатов, Ш. М. (2024). Социокультурные факторы в формировании образовательного потенциала регионов Северного Кавказа. Народонаселение, 27(4), 101-113. https://doi.org/10.24412/1561-7785-2024-4-101-113
Раздел
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ РОССИИ