Влияние ценностей на финансовое поведение студенческой молодёжи

Научная статья
  • Марина Юрьевна Малкина Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия mmuri@yandex.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-3152-3934
    SPIN 5055-0218
  • Дмитрий Юрьевич Рогачев Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия rogistyle@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-0683-3340
    SPIN 3078-0177
Для цитирования
Малкина М. Ю., Рогачев Д. Ю. Влияние ценностей на финансовое поведение студенческой молодёжи // Народонаселение. 2024. Том 27. № 3. С. 165-179. DOI: https://doi.org/10.24412/1561-7785-2024-3-165-179 EDN: CCPACE

Аннотация

Целью исследования является выявление ценностных ориентаций современной студенческой молодёжи и их связи с практиками финансового поведения. Информационную базу исследования составили данные авторского опроса, проведённого в 2020 г. на тему «Специфика экономического поведения студенческой молодёжи», в котором принял участие 1291 студент из 17 вузов России. Для установления парных связей между значимыми ценностями, рядом социально-демографических характеристик и практиками финансового поведения использовались коэффициенты корреляции Мэтьюза, анализировалась их устойчивость. В результате исследования было установлено, что наиболее значимыми для студентов ценностями являются здоровье, работа, семья, самореализация. На основе корреляционного анализа предложена группировка ценностей, включающая нравственные, коммуникативные и достижительные. Обнаружено, что, при невысокой в целом объясняющей способности гендера, девушкам в большей степени свойственно стремление к коммуникативным ценностям, а также сохранению здоровья. В то же время юноши чаще делают выбор в пользу достижительных ценностей (популярность, использование других людей в своих интересах). Для практик финансового поведения обнаружена выраженная отрицательная связь между стремлением к самореализации и предпочтением спекулятивных финансовых инструментов, а также отрицательная связь активных банковских заимствований с такой коммуникативной ценностью как общение с интересными людьми. Выявлено, что ценностные ориентации связаны со способами получения дохода, например, студенты, получающие денежные средства от создания видеоконтента в большей степени ориентированы на популярность и использование других людей в своих целях. Исследование практик потребительского поведения показало корреляцию предпочтений безналичной оплаты товаров и услуг со стремлением к путешествиям, активной и интересной жизни. Новизна исследования заключается в установлении взаимосвязи ценностей, профессиональных интересов и финансового поведения современных студентов. Полученные результаты могут быть полезны в управлении эффективным финансовым поведением разных групп студентов.
Ключевые слова:
молодёжь, студенты, ценности, гендер, жизненный успех, ориентации, установки, финансовое поведение

Биографии авторов

Марина Юрьевна Малкина, Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия
д.э.н., проф., главный научный сотрудник
Дмитрий Юрьевич Рогачев, Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия
к.соц.н., научный сотрудник

Литература

1. Вебер, М. Понимающая социология (статья из сборника «Праздник для семьи») / М. Вебер; перевод М. И. Левиной. — Москва : АСТ, 2021. — 480 с.

2. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм; перевод А. Б. Гофмана. — Москва : Канон, 1996. — 432 с.

3. Зиммель, Г. Как возможно общество? / Г. Зиммель; перевод А. Ф. Филиппова // Социологический журнал. — 1994. — № 2. — С. 102–114. EDN: TZKHRB

4. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс; перевод В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского. — Москва : Академический Проект, 2002. — 880 с.

5. Спеснер, Г. Опыты научные, политические и философские / Г. Спенсер; перевод Н. А. Рубакиной. — Минск : Современный Литератор,1999. — 1408 с.

6. Тённис, Ф. Общность и общество / Ф. Тённис, перевод А. Н. Малинкиной // Социологический журнал. — 1998. — № 3–4. — С. 206–229. EDN: PZQJXL

7. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре / Г. Риккерт; перевод А. Ф. Зотовой [и др.]. — Москва : Республика, 1998. — 413 с.

8. Шелер, М. Избранные произведения / М. Шелер; перевод А. В. Денежкиной, А. Н. Малинкиной и А. Ф. Филипповой. — Москва : Гнозис, 1994. — С. 259–338

9. Rokeach, M. The Nature of Human Values / M. Rokeach. New York : Free Press, 1973. — 438p.

10. Шварц, Ш. Уточнённая теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России / Ш. Шварц, Т. П. Бутенко, Д. С. Седова, А. С. Липатова // Психология. Журнал высшей школы экономики. — 2012. — Т. 9. — № 2. — С. 43–70. EDN: QYXAEH

11. Инглхарт, Р. Культурная эволюция. Как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир / Р. Инглхарт; перевод С. Л. Лопатиной. — Москва, Челябинск : Социум, 2020. — 348 с.

12. Малкина, М. Ю. Институты финансовой социализации российских студентов / М. Ю. Малкина, Д. Ю. Рогачев // Journal of Institutional Studies. — 2021. — T. 13 — № 4. — С. 126–139. DOI: 10.17835/2076-6297.2021.13.4.126-139; EDN: VQBNPS

13. Резник, С. Д. Моделирование системы повышения экономической самостоятельности студентов высших учебных заведений России / С. Д. Резник, М. В. Черниковская // Друкеровский вестник. — 2020. — № 2. — С. 220–233. DOI: 10.17213/2312-6469-2020-2-220-233; EDN: FYEDOA

14. Козырева, П. М. Финансовое поведение в контексте социально-экономической адаптации населения (социологический анализ) / П. М. Козырева // Социологические исследования. — 2012. — № 7. — С. 54–66. EDN: PBVOFX

15. Strauss, W. Millennials Rising / W. Strauss. — New York : Vintage Books, 2000. – P. 59–72.

16. Mead, M. Culture and commitment: The new relationships between the generations in the 1970s. / M. Mead. — Anchor Press, 1978. — 178 p.

17. Грасс, Т. П. Роль семьи в процессе экономической социализации подрастающих поколений в США и Канаде / Т. П. Грасс, А. Е. Крашенинникова, В. И. Петрищев // Современные исследования социальных проблем. — 2017. — Т. 8. — № 7. — С. 130–141. DOI: 10.12731/2218-7405-2017-7-130-141; EDN: ZRDYVJ

18. Ермаков, М. А. Высшая школа — на пути к информационному обществу / М. А. Ермаков // Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований. — 2020. — № 1. — С. 74–82. EDN: MSULOK

19. Рогачев, Д. Ю. Особенности финансового поведения студенческой молодёжи / Д. Ю. Рогачев // Народонаселение. — 2021. — Т. 24. — № . 2. — С. 41–52. DOI: 10.19181/population.2021.24.2.4; EDN: LLUSAJ

20. Maslow, A. H. A theory of human motivation / A. H. Maslow // Psychological review. — 1943. — Vol. 50. — No. 4. — P. 370–396.

21. Kahneman, D. Intuitive prediction: Biases and corrective procedures / D. Kahneman, A. Tversky // Cambridge University Press. — 1982. — P. 414–421.

22. Lovallo, D. Delusions of success / D. Lovallo, D. Kahneman // Harvard business review. — 2003. — Vol. 81. — No. 7. — P. 56–63.

23. Рассадина, Т. А. Рационализация сознания и поведения молодёжи: целедостижения, отношения, ценности / Т. А. Рассадина // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов. — 2020. — С. 3493–3503. DOI: 10.19181/kongress.2020.417; EDN: LMJJUO

24. Гринин, Л. Е. «Люди известности» — новый социальный слой? / Л. Е. Грини // Социологические исследования. — 2004. — № 12. — С. 46–54. EDN: OWWCNV

25. Бурдье, П. Формы капитала / П. Бурдье; перевод М. С. Добрякова // Экономическая социология. –2002. –T. 3. — № 5. –С. 60–74. EDN: OYUVRD

26. Слотина, Т. В., Гендерные особенности тенденции к макиавеллизму и психической ригидности студентов / Т. В. Слотина, Ю. С. Недошивина // Вестник Марийского государственного университета. — 2018. — Т. 12. — № 2(30). — С. 100–108. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-2-100-108; EDN: UQZROZ

27. Трифонова, С. А. Гендерная специфика направленности личности в общении // С. А. Трифонова / Человеческий фактор: Социальный психолог. — 2019 — № 1(37). — С. 403–411. EDN: LTYVQE

28. Кон, И. С. Гегемонная маскулинность как фактор мужского (не) здоровья / И. С. Кон // Андрология и генитальная хирургия. — 2008. — № 4. — С. 5–11. EDN: KDNBWF

29. Розмаинский, И. В. Неверие в будущее и «негативные инвестиции» в капитал здоровья в современной России / И. В. Розмаинский, А. С. Татаркин // Вопросы экономики. — 2018. — № . 1 — С. 128–150. DOI: 10.32609/0042-8736-2018-1-128-150; EDN: YKXCWL

30. Столярская, Е. В. Самореализация студентов в вузе: гендерные различия / Е. В. Столярская // Женщины-учёные Беларуси и Казахстана: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (Минск, 1–2 марта 2018 г.). — Минск, 2018. — С. 210–212. EDN: JJIZWJ

31. Плотникова, Е. С. Гендерные различия самореализации и самоактуализации / Е. С. Плотникова, В. В. Гордеева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2020. — Т. 9. — № 2(31). — С. 358–362. DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0087; EDN: KQKHCS

32. Andreou, P. C. Financial knowledge among university students and implications for personal debt and fraudulent investments / P. C. Andreou, D. Philip // Cyprus Economic Policy Review, Forthcoming. — 2018. — Vol. 12. — No. 2. — P. 3–23. DOI: 10.2139/ssrn.3250850

33. Brown, M. Culture and financial literacy: Evidence from a within-country language border / M. Brown, C. Henchoz, T. Spycher // Journal of Economic Behavior & Organization. — 2018. — Vol. 150. — P. 62–85. DOI: 10.1016/j.jebo.2018.03.011

34. Медведева, Е. И. Финансовые стратегии жителей российских городов / Е. И. Медведева, А. В. Ярашева, В. Б. Тореев, С. В. Крошилин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. — 2016. — T. 12 — № 3(336). — С. 4–14. EDN: VQGBPF

35. Ярашева, А. В. Поведенческая экономика: население на рынке кредитных услуг / А. В. Ярашева, С. В. Макар, Ю. А. Симагин // Народонаселение. — 2020. — Т. 23. — № 3. — С. 48–58. DOI: 10.19181/population.2020.23.3.5; EDN: HRYZTW

36. Малкина, М. Ю. Взаимосвязь финансовой грамотности в сфере цифровых технологий и личностных характеристик российских студентов: гендерный аспект / М. Ю. Малкина, Д. Ю. Рогачев // Женщина в российском обществе. — 2018. — № 3(88). — C. 104–115. DOI: 10.21064/WinRS.2018.3.10; EDN: YABJDV
Статья

Поступила: 21.02.2024

Опубликована: 25.09.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Малкина, М. Ю., & Рогачев, Д. Ю. (2024). Влияние ценностей на финансовое поведение студенческой молодёжи. Народонаселение, 27(3), 165-179. https://doi.org/10.24412/1561-7785-2024-3-165-179
Раздел
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ