https://jour.fnisc.ru/index.php/hsr/issue/feed Гуманитарий Юга России 2024-07-02T23:13:10+03:00 Дьяченко Анжела Николаевна (Angela Dyachenko) gursfedu@rambler.ru Open Journal Systems <p><strong>ISSN</strong> 2227-8656 (print); 2500-2155 (online)<br><strong>Периодичность:</strong> 6 раз в год. Издается с 2012 года<br><strong>Главный редактор -</strong> Ю.Г. Волков, д.философ.н., профессор<br><strong>Издатели:</strong> ФНИСЦ РАН, ЮФУ, Омега-Пресс<br><strong>Индексируется:</strong>&nbsp;РИНЦ, <br>включен в перечень ВАК, категория К2<br><strong>Рецензирование</strong>: двойное слепое<br>Журнал открытого доступа</p> https://jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10119 К читателям 2024-06-28T15:30:19+03:00 журнала редакция gursfedu@rambler.ru 2024-06-27T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10120 Региональная и гражданская идентичность как фактор консолидации российского общества 2024-07-02T21:30:28+03:00 Юрий Григорьевич Волков ugvolkov@sfedu.ru Владимир Николаевич Гурба vgurba@sfedu.ru Игорь Александрович Гуськов fedorova_oa@donland.ru <table width="0"> <tbody> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Цель исследования </em></strong>– рассмотреть гражданскую и региональную идентичность в качестве фактора консолидации российского общества.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Методологическая база исследования.</em></strong> В методологии исследования авторы статьи исходили из ресурсного подхода идентичности российского этноса и теории коммуникативного действия.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Результаты исследования. </em></strong>Региональная идентичность на основе особенностей региона позволяет населению сформировать общероссийскую гражданскую идентичность, что, в свою очередь, влияет на выстраивание позитивных интеграций в обществе. Авторы выделяют ключевые консолидирующие факторы как ресурсы идентичности российского этноса: государственно-территориальный, духовность русского народа и русский язык как объединяющее звено российской социальности.&nbsp;&nbsp;</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Перспективы исследования </em></strong>связаны с последующим изучением укрепления гражданской и региональной идентичности в целях консолидации российского социума.</p> </td> </tr> </tbody> </table> 2024-06-27T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10121 Воспитание патриотизма в системе образования РФ (на примере обучения иностранному языку) 2024-07-02T21:31:11+03:00 Екатерина Евгеньевна Кувшинова KatieKuvshinova@gmail.com <table width="0"> <tbody> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Целью исследования</em></strong> является рассмотрение способов воспитания патриотизма при обучении иностранному языку. Автор сравнивает методы обучения патриотизму в США, Великобритании и Российской Федерации и отношение к патриотическому воспитанию в этих странах на современном этапе. Автор также предлагает различные методы воспитания патриотизма на уроках иностранного языка.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Методами исследования</em></strong> являются наблюдение, описание и сравнение, системный подход. Автор предлагает способы интегрирования культурных и патриотических ценностей в процесс обучения иностранному языку.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Результаты исследования</em></strong><strong>. </strong>Невозможно воспитать гражданина и патриота без системного подхода к решению этой задачи. Автор предлагает внедрение некоторых способов для нивелирования влияния иноязычной идеологии и формирование патриотизма у российской молодежи.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Перспективы исследования</em></strong> Разнообразие приемов и заданий, целью которых является патриотическое воспитание, поможет выработке более качественного образовательно-воспитательного процесса в системе высшей школы.</p> </td> </tr> </tbody> </table> 2024-06-27T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10122 Женщины как социальный ресурс общественного договора в период Великой российской революции: историко-социологический анализ 2024-07-02T21:31:59+03:00 Марина Юрьевна Милованова m_milovanova@mail.ru <table width="0"> <tbody> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Цель исследования </em></strong>– репрезентация женщин как социального ресурса общественного договора в период Великой российской революции и становления советского гендерного контракта.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Методы исследования.</em></strong> Историко-социологический анализ&nbsp;&nbsp; социального включения женщин как социального ресурса в процесс установления нового общественного договора в период Великой российской революции проведен с применением научных идей социологии жизни, «культурной травмы», ресурсного подхода, гендерной социологии, с привлечением статистических данных, историй жизни и их интерпретации.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Результаты исследования</em></strong><strong>. </strong>Женщины представлены как одна из более крупных гендерных общностей в силу произошедшей деформации возрастно-половой структуры до степени резкой гендерной асимметрии по причине безвозвратной убыли мужской части населения из-за массовой гибели на войне и революционных событий и как следствие перераспределения ресурсов социальной нагрузки. В условиях кардинальных изменений, нарастания неопределенности, хаоса закономерно действие основного внутреннего побудителя человека – потребность «выжить» и запуск адаптационных механизмов приспособления к новому социальному порядку. Открывшееся «окно возможностей» нового общественного договора в первые годы Советской власти происходило на фоне нивелирования традиционной системы разделения труда, социального включения женщин как трудового ресурса, роста занятости женщин вне поля приватного, равноправного доступа женщин к образованию и высокой динамики женской грамотности. Определены важные составляющие общественного договора по траектории категорий «государство» – «женщины» как большинство «народа» и часть «общества» (вертикальное взаимодействие): классовый характер рабоче-крестьянского государства с включением большинства в социально-экономические преобразования и выбор альтернативы для меньшинства; инкорпорация политической декларации равноправия полов в решениях властных органов и социальную политику, практическая реализация советского проекта эмансипации переподчинения женщин как социального ресурса государству, их готовность стать «классом трудящихся», податливость&nbsp; идеологическому воздействию ценностной ориентации формирования «нового человека», «новой женщины», высоких жизненных смыслов в&nbsp; устремлениях людей – работать для&nbsp; и ради будущего, не оставаться на обочине исторических перемен, предпочесть быть частью коллективных преобразований, ставить общественные интересы выше личных. Общественный договор по траектории категорий «народ» – женщины как часть «общества» (горизонтальное взаимодействие) имел характер революционных экспериментов, трансформации традиционных гендерных отношений в сторону новаторства. Гендерные парадоксы состояли в сосуществовании противоречий между полученными политическими правами и реальными ограничениями возможностей действия; полученной свободой нравов и глубинными культурными связей патриархально-традиционного общества; в курсе властей на разрушение традиционных институтов семьи и брака и целенаправленной социальной политики по защите материнства и детства; идейной постановке вопроса о формировании «нового человека», «новой женщины», но не «нового мужчины».</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Перспективы исследования</em></strong> связаны с применением социального измерения общественного договора (ОД) для историко-социологической реконструкции роли и участия женщин в органах власти, в деятельности общественных объединений, отражения интересов женщин в многоголосье программ политических партий в период Великой российской революции, консервативного поворота от революционных экспериментов в условиях &nbsp;обострения демографической ситуации к советскому гендерному контракту двойной нагрузки «женщины-труженицы, женщины-матери» и его воспроизводства как основного в современной национальной модели гендерного равноправия. <strong>&nbsp;</strong></p> </td> </tr> </tbody> </table> 2024-06-27T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10123 Идеология как предмет научного дискурса 2024-07-02T21:34:48+03:00 Кирилл Сергеевич Борисенко borisenkokirill@mail.ru <table width="0"> <tbody> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Цель исследования</em></strong> заключается в анализе и систематизации теоретико-методологических подходов к пониманию специфики идеологии, сложившихся в социальном знании.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Методологическую базу</em></strong> <strong><em>исследования</em></strong> составляет конструктивистский, инструменталистский, элитологический и социокультурный подходы в понимании специфики идеологии.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Результаты исследования</em></strong><strong>.</strong> Концептуализации понятия «идеология» в научном дискурсе позволяет заключить, что различные коннотации данного понятия обусловлены как культурно-историческими особенностями общества, так и социально-политическим контекстом, определяющим содержание идеологических систем.</p> <p>&nbsp;</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Перспективы исследования</em></strong><strong>. </strong>Работа открывает перспективы для дальнейшего исследования специфики идеологии, ее конструктивного и деструктивного влияния на развитие общества.</p> </td> </tr> </tbody> </table> 2024-06-27T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10124 Основания социо-техно-природного кризиса и Цифровая Земля 2024-07-02T21:35:16+03:00 Евгений Николаевич Ерёмченко eugene.eremchenko@gmail.com <table width="0"> <tbody> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Цель исследования </em></strong><em>–</em> поиск базовых оснований социо-техно-природного кризиса.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Методы исследования.</em></strong> Анализ парадоксов, выявляемых в ходе цифровизации как доминирующей сегодня научно-технологической доктрины и при внедрении Цифровой Земли как среды глобального управления с использованием оппозиции катафотического и апофатического подходов и семиотического метода.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Результаты исследования</em></strong><strong>. </strong>Отмечена беззнаковость Цифровой Земли, обоснована необходимость введения понятия о «нулевых знаках» в семиотике как альтернативных знакам носителей. Показана ограниченность категориального (катафотического) представления реальности в опосредованном знаками виде, не позволяющая принимать целесообразные управленческие решения в социо-техно-природной среде вследствие систематического искажения обстановки. Продемонстрирована необходимость для эффективного принятия решений учета наряду с катафотическим также и апофатического, которое не может быть опосредовано категориями и знаками. Показано, что этот на первый взгляд недостижимый в цифровых системах управления и парадоксальный режим успешно реализуется в Цифровой Земле за счет представления пространственно-временной среды в не опосредованном знаками, чувственно воспринимаемом виде. Показана несовместимость концепций Цифровой Земли и «цифрового двойника» в силу исключительно знакового характера последнего. Продемонстрирована некорректность представления о количественной измеримости как необходимом факторе управления.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Перспективы исследования. </em></strong>Исследование имеет академические и прикладные перспективы. Академические перспективы связаны с разработкой проблематики альтернативных знакам носителей информации, изучением семиотического аспекта управления, выявлением подходов к преодолению социо-техно-природного кризиса посредством гармонизации отношений субъекта и среды и выработкой подходов к организации целесообразного глобального управления. Прикладные перспективы связаны с вовлечением Цифровой Земли в решение практических задач по преодолению социо-техно-природного кризиса.</p> </td> </tr> </tbody> </table> 2024-06-27T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10125 Философское осмысление смерти как встречи с «Другим» 2024-07-02T23:13:10+03:00 Дарья Николаевна Москаленко damoskalenko@sfedu.ru Михаил Николаевич Кочетков mnkochetov@sfedu.ru Екатерина Александровна Трохимчук eatrohimchuk@sfedu.ru Елена Владимировна Чапны elena_chapny@mail.ru <table width="0"> <tbody> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Цель исследования</em></strong> – изучить философские аспекты осмысления смерти как встречи с «Другим».</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Методология исследования</em></strong> заключается в анализе источников и статей авторов по теме философского осмысления смерти.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Результаты исследования</em></strong> показывают, что смерть является неотъемлемой частью нашей жизни, представляющей собой встречу с неизбежностью и конечностью. Она окутана тайной и вызывает множество вопросов, которые затрагивают самую суть бытия.</p> <p>Рассмотрение смерти как встречи с «Другим» открывает перед нами возможность глубокого самопознания и осознания нашей уязвимости как человеческих существ. Это позволяет нам задуматься о ценностях, которые мы придаем своей жизни, о том, какие цели мы ставим перед собой и как мы относимся к самому понятию смерти. Философское рассмотрение этого аспекта жизни помогает обогатить наше понимание смысла жизни и направить нас к более глубокому осознанию себя и окружающего мира. Философское осмысление смерти как встречи с «Другим» позволяет нам более глубоко понять ее значение и связать наше существование с осознанием этого феномена.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Перспективы исследования</em></strong><strong>. </strong>Осмысление смерти и попытка выявления роли «Другого» в исследовании смерти через призму культурного аспекта.</p> </td> </tr> </tbody> </table> 2024-06-27T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10126 Проблемы формирования патриотизма как средства укрепления духовного суверенитета в современном российском обществе 2024-07-02T21:40:38+03:00 Александр Александрович Синютин ssinyutin@mail.ru <table width="0"> <tbody> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Цель исследования</em></strong> – анализ сущности и основных проблем формирования патриотизма как средства укрепления духовного суверенитета в современном российском обществе.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Методологическую базу</em></strong> <strong><em>исследования</em></strong> составляют принципы системного подхода, позволившего проанализировать ценность патриотизма, вычленить рассматриваемую категорию из общей системы социальных ценностей, рассмотреть его истоки и механизмы функционирования в современных условиях.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Результаты исследования</em></strong><strong>.</strong> Патриотизм как духовно-нравственный феномен является важной предпосылкой эффективного функционирования любого общества, выступает основой его стабильного и поступательного развития в условиях активного воздействия деструктивных внешних факторов. Патриотизм выступает в качестве основы и важного средства укрепления духовного суверенитета в нашей стране, призванного играть роль объединяющего, сплачивающего фактора, удовлетворять объективную потребность российского общества в формировании и укреплении единой общегражданской идентичности. Патриотизм занимает центральное место в системе традиционных отечественных ценностей духовно-нравственного характера, что обуславливает необходимость формирования и укрепления патриотических установок и ориентаций в массовом сознании населения современной России. В соответствии с выводом, сделанным автором статьи, система воспитания патриотизма в условиях трансформирующегося российского общества представляет собой многокомпонентную и динамично развивающуюся сферу, эффективное функционирование которой требует скоординированной работы всех субъектов воспитательного процесса.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Перспективы исследования</em></strong> составляет последующее изучение проблем формирования патриотических ценностей как средства укрепления духовного суверенитета страны в контексте преодоления актуальных вызовов и угроз национальной безопасности современной России.</p> </td> </tr> </tbody> </table> 2024-06-27T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10127 Социальные функции искусства в традиционных и современных обществах 2024-07-02T21:40:01+03:00 Марина Михайловна Шайдовская mshaydovskaya@mail.ru <table width="0"> <tbody> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Цель исследования</em></strong> – сравнительный анализ социальных функций искусства как особого вида культурной деятельности в традиционных и современных обществах.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Методологическая база исследования</em></strong> основывается на функциональном и историко-сравнительном методах, концепции модернизации и концепции социокультурной динамики П.&nbsp;А.&nbsp;Сорокина.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Результаты исследования</em></strong><strong>. </strong>Исследование показало, что искусство как особая сфера культурной деятельности развивается в тесном взаимодействии с другими сферами социальной жизни. В процессе исторического развития меняются его социальные функции, аудитория, эстетические представления, сфера искусства становится более дифференцированной и т.&nbsp;д. Сравнивая функции искусства в традиционных и современных обществах, можно обнаружить множество различий: в частности, в современных обществах творческая деятельность в значительной степени связана с рынком и потреблением, хотя имеет и множество иных функций. Главное различие заключается в том, что в обществах современного типа в результате процесса секуляризации искусство перестает быть медиатором между сакральным и профанным мирами, однако эта функция не исчезает полностью, но модифицируется.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Перспективы исследования</em></strong><strong>. </strong>Работа будет полезной в исследовании функций искусства, а также для дальнейших открытий в данной сфере.</p> </td> </tr> </tbody> </table> 2024-06-27T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10128 Сравнительный анализ систем социальной защиты в России и Китае 2024-07-02T21:32:53+03:00 Татьяна Евгеньевна Демидова ted-05@list.ru Ольга Олеговна Афанасьева kopninaoo@rgsu.net Александр Петрович Лепин alepin@sfedu.ru <table width="0"> <tbody> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Целью исследования</em></strong> является сравнение систем социальной защиты в России и Китае с учетом их исторического контекста, основных социально-экономических и демографических характеристик и социальных проблем, с которыми они сталкиваются в настоящее время.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Методологическая база исследования</em></strong> основана на сравнительном анализе статистических данных Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстат) и Национального бюро статистики Китая (НБС), международных баз данных МОТ и исследований Департамента экономических и социальных вопросов ООН за 2000–2022 гг., а также Всемирного доклада о социальной защите, 2020–2022 гг.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Результаты исследования</em></strong><strong>. </strong>Авторы приходят к выводам, что Россия и Китай имеют целый ряд схожих социальных проблем. В то же время на выстраиваемые ими системы социальной защиты населения влияет не только историческое развитие, но и стремление обеих стран к лидерским позициям на мировой арене. Авторы определяют также и специфические черты систем социальной защиты населения, которые связаны с культурными особенностями, количеством получателей мер социальной защиты, долей охваченного мерами социальной защиты населения и уровнем финансовых затрат государства на функционирование и развитие этих систем. Сотрудничество между двумя странами, Россией и Китаем, в области социальной защиты может способствовать обмену опытом и развитию более эффективных методов социальной защиты, внедрению ее инновационных форм, в т.&nbsp;ч. с применением цифровых технологий.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Перспективы исследования. </em></strong>Дальнейшие исследования необходимы для более глубокого понимания сходств и различий в системах социальной защиты России и Китая и определения стратегий их развития.</p> </td> </tr> </tbody> </table> 2024-06-27T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10129 Восприятие труда в 80-х годах в СССР и современной России. Сравнительное исследование 2024-07-02T21:33:30+03:00 Дарья Александровна Гугуева gudiv@yandex.ru <table width="0"> <tbody> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Цель исследования.</em></strong> В статье приведены результаты проведенного сравнительного анализа двух социологических исследований – ИС РАН 1984 года и ВЦИОМ 2021 года. Цель проведенного анализа заключается в том, чтобы определить, какие изменения в оценке труда респондентами (такие показатели как гордость за труд и удовлетворенность трудом) произошли более чем за 35 лет, которые прошли между исследованиями.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Методология исследования</em></strong> включает сравнительный анализ, выведение новой переменной с помощью сложения в программе SPSS.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Результаты исследования</em></strong><strong>.</strong> В результате проведенного анализа было выявлено, что удовлетворенность трудом среди респондентов-женщин выросла, причем удовлетворенность среди женщин в 2021 году превысила данный показатель среди мужчин, что является подтверждением гендерного парадокса. По итогам сложения и выведения новой переменной «удовлетворенность и гордость за свою работу» среди ответов респондентов двух исследуемых выборок различие не является статистически значимым, что предполагает проведение дополнительного исследования.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Перспективы исследования</em></strong><strong>. </strong>Углубить проведенное исследование, провести дополнительное сравнение для выявления удовлетворенности и гордости за свой труд&nbsp;– у представителей различных профессиональных групп, для того чтобы определить&nbsp;– произошли ли изменения за период, прошедший между исследованиями.</p> </td> </tr> </tbody> </table> 2024-06-27T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10130 Динамика ценностных представлений о странах у жителей Ростовской области (на примере отношения к КНР) 2024-07-02T21:41:20+03:00 Данил Александрович Киселев danil.kiselev.2015@list.ru <table width="0"> <tbody> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Цель исследования: </em></strong>проанализировать мнение жителей Таганрога о КНР, проследить на основе этих данных динамику ценностных представлений об этой стране для указанной социальной группы.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Методологическая база исследования</em></strong> представлена эмпирическими данными пилотажного социологического исследования, проведенного коллективом ЮРФ ФНИСЦ РАН в 2023 году. В качестве основного метода исследования было выбрано анкетирование, опрос проведен среди жителей города Таганрога.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Результаты исследования</em></strong><strong>. </strong>Выявлены актуальные ценностные представления о КНР для жителей Таганрога, проведено сравнение с результатами предыдущего исследования по этой же проблематике. После анализа полученных социологических данных сделан вывод о том, что значительное влияние на формирование и изменение ценностных представлений о стране оказывает комплекс факторов, среди которых социальные, культурные, экономические, политические. Установлено, что немаловажную роль играет также исторический контекст, в рамках которого выстраиваются отношения между государствами и их гражданами.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Перспективы исследования</em></strong><strong>. </strong>Исследование может быть применено в рамках исследовательских проектов, направленных на изучение социологии международных отношений, а также стать основой для разработки и планирования различных культурных и туристических мероприятий, ориентированных на развитие гармоничного двустороннего сотрудничества между Россией и Китаем на региональном уровне.</p> </td> </tr> </tbody> </table> 2024-06-27T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10131 Международная жизнь и отношение к другим странам в межпоколенном ракурсе 2024-07-02T21:34:15+03:00 Екатерина Андреевна Полякова ms.katerin2002@mail.ru <table width="0"> <tbody> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Цель исследования: </em></strong>выявить основные различия в восприятии и выборе стран для потенциальной миграции и путешествий в оценках X, Y, Z-поколенческих групп современных россиян.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Методологической базой исследования </em></strong>стали результаты социологического опроса, проведенного коллективом ЮРФ ФНИСЦ РАН в 2023 году. Выборочную совокупность исследования составили жители г.&nbsp;Таганрога. Основу данной работы составил социологический проект Б.&nbsp;А. Грушина «Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения», в частности работа по «Таганрогскому проекту», направленному на выявление мнения жителей г. Таганрога о зарубежной жизни.</p> <p>Фундаментом для описания поколений стала классификация возрастных групп, описанная В.&nbsp;В.&nbsp;Радаевым.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Результаты исследования</em></strong><strong>. </strong>В рамках данного исследования было выявлено, что существует разница в представлениях о наиболее привлекательных странах мира у представителей разных поколенческих групп. X-поколение, старшее из представленных, больше предпочитает страны с богатым культурным и историческим наследием, выбирая этот критерий в качестве одной из ключевых причин возможного путешествия, а также склоняется к государствам, которые выстроили дружественные отношения с Россией. Люди, относящиеся к Y-поколению, предпочтение отдают странам, где есть хороший шанс раскрыть свой карьерный потенциал, где развита сфера промышленности, обслуживания и сервиса. А представители Z-поколения в приоритет ставят сферу досуга, развлечения и жизнь молодежи в качестве ориентиров выбора «идеала» страны. Также современная молодежь обращает внимание на страны с высоким уровнем развития науки, технологий и инноваций.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Перспективы исследования</em></strong><strong>. </strong>Материалы, полученные в ходе работы, могут служить для большего понимания существующих представлений о зарубежных странах у представителей разных поколений, изучения сложившихся стереотипов, связанных с жизнью в других государствах. Помимо этого, данная тема имеет практическое значение для разработки стратегий не только межпоколенческого взаимодействия, но также потенциал для установления межкультурного общения и предотвращения конфликтов на межэтнической и межкультурной почве.</p> </td> </tr> </tbody> </table> 2024-06-27T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10132 Реформа отечественной системы высшего образования в контексте стратегии укрепления национальной безопасности Российской Федерации 2024-07-02T21:41:57+03:00 Дмитрий Валерьевич Кротов d537798@gmail.com Петр Сергеевич Самыгин samygin78@yandex.ru Сергей Иванович Самыгин samygin52@bk.ru <table width="0"> <tbody> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Целью исследования</em></strong> состоит в анализе основных направлений реформирования системы высшего образования Российской Федерации, основных проблем и перспектив их реализации в контексте стратегии укрепления национальной безопасности страны.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Методологическую базу исследования</em></strong> составляют системный, диалектический, сравнительно-исторический и другие методы и подходы, позволившие авторам определить роль и место высшего образования в системе социальных институтов, установить характер взаимосвязи и взаимодействия между образованием и национальной безопасностью страны, исследовать особенности национальных стратегий в области преобразования систем высшего образования в России и других государствах, эволюцию реформы высшей школы.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Результаты исследования</em></strong><strong>. </strong>Преобразование отечественной высшей школы на современном этапе должно быть направлено на создание более гибкой и адаптивной системы, призванной обеспечивать получение качественного образования, соответствующего потребностям современного рынка труда. На современном этапе образовательной реформы акцентируется внимание на практической составляющей функционирования системы вузовского образования: здесь предусматривается необходимость более активного взаимодействия, сотрудничества отечественных вузов с различными организациями, предприятиями, государственными учреждениями, что необходимо для обеспечения доступа обучающихся к профессиональной практике, реальным проектам, могущим быть реализованными на производстве. Реформирование системы высшего образования в современной России не является самоцелью, а выступает объективной необходимостью в условиях социально-экономической нестабильности и неопределенности, постоянно меняющейся внешней среды, будучи в конечном итоге направленным на укрепление национальной безопасности страны.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Перспективы исследования.</em></strong> Проблема реформирования современного российского высшего образования нуждается в углубленном анализе с целью определения перспективных путей и способов повышения эффективности функционирования отечественных вузов в контексте реализации стратегии укрепления национальной безопасности Российской Федерации.</p> </td> </tr> </tbody> </table> 2024-06-27T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10133 Тенденции трансформации образовательного пространства российских вузов в условиях цифровизации общества 2024-07-02T21:48:00+03:00 Ирина Владимировна Липчанская lipiv@list.ru Виктория Александровна Ражина volynina.vika@yandex.ru <table width="0"> <tbody> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Цель исследования</em></strong> заключается в исследовании специфики тенденций цифровой трансформации образовательного пространства российской высшей школы.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Методологическую базу исследования</em></strong> представляют положения теории информационного общества (Д.&nbsp;Белл, Е.&nbsp;Масуда), концепции сетевого общества (М.&nbsp;Кастельс), теории цифрового общества (Э.&nbsp;Шмидт, Дж.&nbsp;Коэн), цифровой экономики (Д.&nbsp;Тапскотт), подходы к цифровизации образовательного процесса (А.&nbsp;Ю.&nbsp;Уваров, Э.&nbsp;Гейбл, И.&nbsp;В.&nbsp;Дворецкая).</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Результаты исследования</em></strong><strong>. </strong>Активная цифровизация экономических процессов влечет за собой трансформацию образовательного пространства вузов, которая обусловлена необходимостью подготовки специалистов, способных успешно осуществлять профессиональную деятельность в новой цифровой среде. Важными инструментами для формирования цифровых компетенций становятся процессы сетевизации, медиативизации и платформизации образовательного процесса.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Перспективы исследования.</em></strong> Проблема трансформации образовательного пространства российских вузов является перспективной для исследования дальнейших тенденций развития высшего образования в условиях цифровизации общества.</p> </td> </tr> </tbody> </table> 2024-06-27T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10134 Социальное партнерство в современной России 2024-07-02T21:49:37+03:00 Сергей Александрович Дюжиков duzhikov@sfedu.ru <table width="0"> <tbody> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Цель исследования.</em></strong> 22&nbsp;марта 2024&nbsp;года состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Социальное партнерство и социальные права граждан в конституционном пространстве современной России» (памяти Председателя Конституционного Суда РФ в отставке, доктора юридических наук М.&nbsp;В.&nbsp;Баглая). Целью проведения конференции стала необходимость обсуждения в профессиональном экспертном сообществе вопросов развития конституционно-правового обеспечения социальных и экономических прав человека и гражданина, механизмов их защиты и гарантирования, совершенствования социальных, экономических, юридических, условий трудовой деятельности в контексте решения задач модернизации экономики, повышения производительности труда во всех сферах общественного производства и управления, дальнейшего развития социального диалога в сфере социально-трудовых отношений с учетом особенностей современной социально-экономической ситуации. Данная статья раскрывает основные актуальные идеи социального партнерства в современной России.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Методологическую базу</em></strong> <strong><em>исследования</em></strong> составляют исторический, культурологический и социологический в сочетании с критическим анализом и сравнением.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Результаты исследования</em></strong><strong>.</strong> Исследование гарантий реализации социально-экономических прав имеет большое научное и прикладное значение. Данная статья иллюстрирует развитие идей о социальном партнерстве в России на протяжении сорока лет, их трансформации и эффективности применения.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Перспективы исследования</em></strong><strong>. </strong>Тема социального государства, форм и методов достижения равенства и справедливости имеет большой потенциал для дальнейшего исследования, исходя из складывающихся экономических, политических, социальных преобразований и их научного осмысления.</p> </td> </tr> </tbody> </table> 2024-06-27T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10135 К вопросу о ценностных основаниях нациестроительства России (по материалам пленарного заседания X Всероссийской конференции «Путь в науку») 2024-07-02T21:52:36+03:00 Анастасия Эдуардовна Пилипенко kalosha@sfedu.ru <p>-</p> 2024-06-27T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10136 Обретение памяти в эпоху турбулентности 2024-07-02T21:55:39+03:00 Любовь Александровна Суркова surkova@dontr.ru <table width="0"> <tbody> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Цель исследования – </em></strong>выявить роль известных выпускников исторического факультета Ростовского государственного университета (ныне Южного федерального университета) в развитии музейного дела Дона.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Методологическую базу исследования </em></strong>составили воспоминания соотечественников, малоизвестные биографические факты, литературные источники, периодическая печать, статистические данные.</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Результаты исследования. </em></strong>Автор показал роль Анатолия Горбенко в развитии Азовского краеведческого музея; Владимира Гладченко&nbsp;– в основании Аксайского военно-исторического музея; Валерия Чеснока&nbsp;– в создании современного облика археологического музея-заповедника «Танаис».</p> </td> </tr> <tr> <td width="640"> <p><strong><em>Перспективы исследования</em></strong><strong>. </strong>Данный материал будет полезен для современного информационного общества, в котором важнейшим условием является наращивание духовного и интеллектуального потенциала.</p> </td> </tr> </tbody> </table> 2024-06-27T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement## https://jour.fnisc.ru/index.php/hsr/article/view/10137 75 лет Л. А. Сурковой 2024-06-28T15:30:32+03:00 журнала редакция gursfedu@rambler.ru 2024-06-27T00:00:00+03:00 ##submission.copyrightStatement##